архив



женская прическа

Разделы статей


статьи про волосы

статьи про макияж

статьи о моде и стиле

статьи о продукции

статьи про разное

иностранная пресса

Аккорд коллективной памяти


Бен Горхэм, основатель шведского парфюмерного Дома Byredo Parfums, утверждает, что его мало интересуют тренды и бренды. С помощью ароматов – личных по содержанию и аскетичных по форме - он пытается «достучаться до небес», то есть до наших с вами воспоминаний. Но при этом его духи лидируют в списках продаж, так что в трендах Бен Горхэм всё таки разбирается.



Аккорд коллективной памяти Бен, у вас серьёзное художественное образование. И всё же вы не стали работать «по профессии», а с головой ушли в парфюмерию. Чем она вас так очаровала?


Да, у меня и правда серьёзный эстетический бэкграунд. Я привык иметь дело с цветами, материалами, живописью, скульптурой. А парфюмерия меня поразила: аромат - это нечто совершенно абстрактное, но при этом вызывает сильные эмоции.


Значит, сейчас вы нашли себя?


Я бы не стал говорить, что парфюмерия для меня — это конечная остановка. Но чем бы я ни решил заняться в дальнейшем, создание ароматов всегда будет частью моей жизни.


Вы создаёте ароматы в сотрудничестве с Оливией Джакобетти, а ведь она - настоящая звезда в мире парфюмерии. Чем вы её заинтересовали?


Я думаю, всё дело в том, что на момент создания Byredo Parfums у меня не было никакого опыта в парфюмерии. Так что мой подход сильно отличался от подхода тех людей, с которыми она раньше работала. Ей было интересно попробовать. А потом мы с Оливией быстро стали друзьями — у нас оказалось много общего.


Наверное, без специального образования вам нелегко было «прижиться» в парфюмерии?


Почему же? Я ведь не работаю в лаборатории. Моя задача — это придумывать аромат до того, как работа над ним начнётся в лаборатории. Я не смешиваю ингредиенты, но ведь и профессиональные парфюмеры этим не занимаются, у них для этого есть ассистенты. Моя главная задача — творчество. Я создаю мир, в рамках которого работают парфюмеры. И я с большим уважением отношусь к их работе, я никогда не ограничиваю их «полет фантазии».


Любой аромат начинается с идеи. А что происходит потом? И сколько нужно времени, чтобы идея превратилась в аромат?


Тут всё происходит очень по-разному, ведь это же творчество! Никогда не знаешь, сколько времени займёт создание аромата. Бывает, уходит полтора года. Бывает — восемь месяцев. А бывает и больше. Вот, например, над одним из ароматов мы начали работать ещё три года назад, и он до сих пор не закончен.


Но кроме творчества вы занимаетесь ещё и управлением. Одно не мешает другому?


В университете я полтора года изучал бизнес-управление. И ничему не научился!. Но когда начал проект Byredo, пришлось поработать над структурой, придумать специальные схемы, чтобы превратить его в полноценный бизнес. Так что постепенно я учился не только парфюмерии, но и бизнесу.


Ваши первые ароматы связаны с личными воспоминаниями (Green - аллюзия на одеколон, которым пользовался отец Бена в 80-е годы, Chembur - посвящение городу, где выросла его мать). Как вы думаете, почему ваши личные эмоции интересны другим людям?


Я думаю, это связано с коллективной памятью. У людей есть общие воспоминания, к которым они могут подключиться с помощью аромата. Вы понимаете, о чём я?


Да. И мне кажется, сегодня многие парфюмеры создают подчёркнуто личные ароматы - это своего рода тренд.


Мне сложно говорить о трендах, я очень плохо в них разбираюсь. Но я думаю, это естественно, что после долгого периода массового потребления люди начинают искать что-то более личное.


Значит, вы совсем не следите за развитием парфюмерного рынка?


Я знаю бренды, но не знаю, как «звучат» ароматы, которые они выпускают. Я боюсь «слушать» ароматы, которые создают другие.


Потому что они могут повлиять на вас?


Да, даже бессознательно.


Тогда вернёмся к ароматам Byredo, точнее, к M/Mink. В нём вы коснулись темы японских чернил для каллиграфии, которую уже затрагивала марка Comme des Gargons в композиции Comme des Gargons 2.


Вообще-то я не знал про то, что сделали Comme des Garmons. Я уже говорил, что у меня нет большого опыта в парфюмерии, поэтому и нет таких вот аллюзий. Ароматы Comme des Ganjons очень концептуальные, но они не соответствуют моим представлениям об ароматах, которые можно носить на себе. Я тоже порой ухожу в какие-то концептуальные дебри, но всегда пытаюсь сочетать концептуальность и носибельность. На самом деле я могу воплотить в аромате любую историю - воссоздать запах этой комнаты, запах шампуня от ваших волос или даже запах мокрого асфальта снаружи. С помощью искусственных молекул в аромат можно превратить всё что угодно. Сложность заключается в том, чтобы соотнести концептуальность с носибельностью.


И как вы достигли этого баланса в M/Mink?


У этого аромата довольно агрессивное начало - за счёт синтетической молекулы «адоксаль», которая и создаёт ощущение чернил. Кстати, в M/Mink я использовал в 40 раз больше адоксаля, чем его в среднем использовали до сих пор. После такого вступления становится слышен аккорд пачулей — он создаёт необходимый баланс.


Что вы чувствуете, когда ощущаете созданный вами аромат на совершенно незнакомых людях?


Когда я начал создавать ароматы, я даже не думал, что люди будут их носить. А когда их стали покупать, ощущение возникло странное. Я воспринимал свои ароматы как нечто интимное, и то, что ими пользуются другие люди, меня волновало. Ведь это были мои ароматы! Но сейчас я испытываю от этого настоящий драйв. Особенно когда я вижу, что человек, который пробует аромат Byredo, испытывает интерес, удивление, радость... Для меня это важно. Аромат должен не просто хорошо пахнуть — он должен вызывать эмоции.


А какой самый странный отзыв вам приходилось слышать о своих ароматах?


Вот сегодня мне кто-то сказал: «Мне нравится аромат M/Mink - он пахнет, как мокрая кошка». Вообще, восприятие аромата очень субъективно, ароматы на всех влияют по-разному. Бывают и совсем странные случаи. Знаете, какое письмо я недавно получил по электронной почте? Мне написала пара молодожёнов. Оказалось, что они познакомились в интернете, благодаря интересу к Byredo.


Потрясающая история!


Да, было очень интересно об этом прочитать. Никогда бы не подумал, что парфюмерия помогает устроить личную жизнь!


Сейчас появляется всё больше ароматов с сертификатом Ecocert - то есть составленных полностью из натуральных ингредиентов...


И это абсолютно логично. Компании думают не только о том, какое сырьё использовать, но и как это сырьё производится. Буквально на прошлой неделе я был в Нью-Йорке на конференции по органическому выращиванию сырья. Но такой подход сильно сужает палитру ингредиентов. И это, пожалуй, главная проблема, с которой сталкиваются парфюмеры. Лично я буду использовать органические ингредиенты, когда это только возможно. Но всё равно креативное видение всегда будет для меня во главе угла.


Ароматы Byredo заявлены как «искусство во флаконах». Но предмет искусства не подразумевает обладания - вы смотрите на картину в музее, но не покупаете её. Как в этом случае быть с ароматами?


Если честно, я никогда не думал об этом с таких позиций. Хотя... мы вот начали открывать монобрендовые магазины. Знаете, почему? Потому что мне захотелось создать такое место, куда человек может прийти не только за тем, чтобы купить аромат, но и просто «послушать» его, узнать о парфюмерии что-то новое. Мы даже разделили ароматы на аккорды, чтобы посетители могли оценить их отдельно и понять, как складывается та или иная композиция.


Как вы думаете, если бы покупатели могли чувствовать аккорды, как парфюмеры, их предпочтения изменились бы?


Да, совершенно точно. И я думаю, сейчас в мире парфюмерии происходит именно это. Мы вот с вами говорили, что сегодня покупатели ищут всё более личные ароматы. Поэтому они и становятся всё более требовательными и вдумчивыми. Человеку важно не просто купить красивый флакон с приятным ароматом — нет, он хочет знать, какая история стоит за продуктом, как он был создан и почему. Лично я этому только рад, ведь это значит, что я не зря однажды начал этот проект - Byredo.






есть что купить есть что почитать есть что посмотреть